Меню
Храмы обители
Собор Воскресения Христова
Идея Никона состояла в том, чтобы повторить Храм Воскресения в Иерусалиме, чертёж и модель которого были даже специально привезены в Москву. Собор в плане соответствует обмерам иерусалимского храма, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, была повторена и схема расположения отдельных помещений.
Место также было выбрано не случайно. Царь Алексей Михайлович, побывав в селе Воскресенском заметил: «…место сие… У понеже прекрасно, подобно Иерусалиму».
Воскресенский собор был заложен 1 сентября 1658 года.
При патриархе Никоне строительство собора было практически полностью завершено вчерне, сам собор доведён до сводов. В нём освящены были три церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и Успения Богоматери.
Церковь святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
Подземная церковь расположена к востоку от главного алтаря Воскресенского собора и соединена с ним лестницей из 33-х ступеней – по числу лет земной жизни Спасителя. Церковь повторяет первообраз – четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте обретения Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от Голгофы.
Сооружение в Новом Иерусалиме «земляной церкви» велось в первой половине 1680-х годов, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.
Церковь обновлена на пожертвования графа Алексея Григорьевича Разумовского, брата его Кирилла и сестры их Веры; освящена вторично в 1751 году. В храме сохранился медный чеканный иконостас середины XVIII века. В центре его второго яруса помещено изображение Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.
Колокольня
К западу от «великих врат» к собору примыкает колокольня, от которой после 1941 года уцелел только нижний ярус, где находилась церковь Всех Святых. Это единственный архитектурный объем храма, воссозданный в формах XVII века со всеми деталями изразцового убранства. Высота шестиярусной колокольни без креста — 59 м, с крестом — 62,7 м. Ее нижняя часть построена по образцу кампанилы храма Гроба Господня в Иерусалиме и состоит из трех четырехгранных ярусов. В первом находится церковь, во втором и третьем расположены колокола, часть которых помещена в открытых арках слуховых проемов. Промыслом Божиим в храме Всех Святых сохранился алтарь с трехгранной, как в Иерусалиме, апсидой, изразцовый трехъярусный пятипролетный иконостас XVII века, погребения двух настояте лей обители — архимандритов Варсонофия († 1680) 52 53 и Германа I († 1682), а также вмурованные в стены белокаменные плиты с резными эпитафиями над их могилами.
Храм Входа Господня в Иерусалим
Храм построен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 году. Церковь имеет квадратный в плане нижний ярус, на который опираются поставленные друг на друга уменьшающиеся кверху восьмигранники. Центрические храмы такого типа развивали архитектурные идеи, заложенные в ротонде Воскресенского собора. В треугольной нише на восточном фасаде второго яруса надвратной церкви находится восстановленное в 2012 году изображение Воскресения Христова — главного престольного праздника обители. В процессе ведения реставрационных работ в монастыре, начавшихся с конца 2008 года, надвратный храм стал первым восстановленным архитектурным объектом. В результате архивных исследований были обнаружены новые изобразительные материалы, позволившие воссоздать не только внешний, но и внутренний вид церкви. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим освящена 5 ноября 2013 года Святейшим Патриархом Кириллом. В храме воссоздан резной, вызолоченный, с красным фоном иконостас.
Храм Рождества Христова
Трапезные палаты с церковью Рождества Христова построены на «старых каменных службах» в 1686–1690 годах. Храм был освящен Патриархом Московским и всея России Адрианом.

Царевна Татиана Михайловна, снабдившая церковь «всей необходимой утварью и ризницею», пожелала, чтобы центральная палата использовалась для молитв, вторая — для трапез монашествующей братии, а третья как «гостиная мирским ясти всяких чинов людям».

Архитектура церкви Рождества Христова типична для русского зодчества конца XVII столетия. Второй этаж храма представляет собой четверик с двумя рядами окон и сомкнутым сводом, на который поставлены два глухих восьмерика, завершенные главкой с крестом. Однако расположена церковь необычно. Она поставлена не по оси трапезных палат, а перпендикулярно к ним, напротив ротонды Воскресенского собора. Это обусловлено значением храма как образа Вифлеема.

В первом ярусе церкви, под алтарем, устроено подобие пещеры Рождества Христова. Святой Вертеп и Святой Гроб символически отражают друг друга, что соответствует православной иконографии, поскольку каменные ясли, куда был положен Богомладенец Христос, прообразуют Его погребальное ложе.

После реставрационно-восстановительных работ Пещера Рождества Христова была расписана евангельскими сюжетами, повествующими о Пришествии в мир Богочеловека. С конца XVIII века близ Вертепа находятся приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Церкви не имеют внешнего сходства с первообразами, но отражают полноту священных воспоминаний о месте, где благоволил родиться Спаситель мира
Церковь во имя Трех святителей
Храм построен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 году. Церковь имеет квадратный в плане нижний ярус, на который опираются поставленные друг на друга уменьшающиеся кверху восьмигранники. Центрические храмы такого типа развивали архитектурные идеи, заложенные в ротонде Воскресенского собора. В треугольной нише на восточном фасаде второго яруса надвратной церкви находится восстановленное в 2012 году изображение Воскресения Христова — главного престольного праздника обители. В процессе ведения реставрационных работ в монастыре, начавшихся с конца 2008 года, надвратный храм стал первым восстановленным архитектурным объектом. В результате архивных исследований были обнаружены новые изобразительные материалы, позволившие воссоздать не только внешний, но и внутренний вид церкви. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим освящена 5 ноября 2013 года Святейшим Патриархом Кириллом. В храме воссоздан резной, вызолоченный, с красным фоном иконостас.
Богоявленский скит
Будучи Патриархом, Первосвятитель оставался строгим аскетом, стремившимся исполнять келейное молитвенное правило Анзерского скита. Поэтому первым сооружением, которое он воздвиг в Новом Иерусалиме, была Богоявленская пустынь на берегу Истры-Иордана, предназначенная для уединения во время постов. Первоначально Пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой соединенный с нею подковообразный канал. Возведение Пустыни началось, по-видимому, в 1657 году. Первоначально это были двухэтажные палаты, к которым с востока примыкала четырехстолпная церковь Богоявления Господня. В 1661–1662 годах Патриарх Никон перестроил Пустынь, превратив ее в «столп каменный о четырех апартаментах». Восходя на свой «столп» во время постов, Патриарх Никон совершал богослужения как простой иерей, спал не более трех часов в сутки, а остальное время проводил в безмолвии, богомыслии и ученых занятиях. Летом он молился на кровле Пустыни в церкви святых апостолов Петра и Павла и отдыхал в маленькой келии на каменной скамье.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website