Меню
Задать вопрос батюшке
Close
Вопрос Батюшке
Ваш вопрос
Таинства Церкви
Вопрос от Марины
Батюшка, благословите. Я православная, есть мужчина, который хочет на мне жениться и обвенчаться со мной. Он греко-католик, венчан в ГКЦ, в разводе 10 лет, живёт в России, сын взрослый. Есть ли расторжение церковного брака у греко-католиков, если есть, то где и как? И если он примет православие (он не против) нужно ли будет "развенчиваться"?
Ответ
Здравствуйте, Марина! По церковным канонам человек имеет право на повторный церковный брак (венчание) в том случае, если предыдущий распался не по его вине. На это берётся особое архиерейское благословение. Такого понятия как «развенчание» в Церкви вообще не существует… Бракоразводные процессы - прерогатива государства. Церковь ими не занимается. И довольно странно, что вопросы о каком-то «развенчании» постоянно возникают…

Вы сможете венчаться с этим мужчиной при условии, что он примет православие. Без всяких дополнительных бюрократических процедур… Только не станет ли профанацией православие, единственная причина для перехода в которое – желание вступить в брак? Очевидно это более значимый вопрос, чем тот, который вы задаёте.
Вопрос от Наталии
Благословите, батюшка! Каждый день мой знакомый много курит, выпивает крепкого пива после работы, матерится, оскорбляет всех подряд без разбору (и бывшую жену, и знакомых, и моих и своих родителей, и малознакомых), постится перед исповедью всего лишь один день, хвастается, что у него было "море женщин" (более 10-13 чел.), сейчас сожительствует в блуде, живет за счет женщин при наличии своей работы, после развода никогда не платил алименты своему ребенку (девочка сейчас перешла во 2-й класс), всегда строит из себя жертву обстоятельств, что бы ни произошло в жизни... И несмотря на такой образ жизни, он считает себя верующим человеком, православным христианином. Можно ли действительно считать его верующим? Спаси Вас Господи!
Ответ
Здравствуйте, Наталья! Бесы тоже верующие… Себе в погибель. Однако, мне бы не хотелось обсуждать вашего знакомого. Бог ему судья, и Он один знает, христианин тот или нет. Одно могу сказать определённо – причащаться, находясь в состоянии блудного сожительства, недопустимо. Очевидно, что такое причащение в «суд и осуждение»…
Вопрос от Михаила
Здравствуйте батюшка. Священник храма, прихожанином которого я являюсь, сильно сокращает все службы, да и оставшуюся часть читает торопясь (зачастую "хвалясь" своей скоростью, считая это своим "коньком", что ли). Меня это сильно смущает, считаю, что это неправильно. Хочу ходить в другой храм, где службы длятся обычным порядком (когда попадаю на службы в другие храмы, это желание усиливается). Но так сложилось, что я алтарник (трудился когда-то в другом храме, но батюшка, когда я его ещё не узнал, перетянул меня). Меня смущает мысль, что это искушение (перейти обратно), но желание становится ещё сильнее, когда в алтаре заводятся светские разговоры в промежутках между молитвами. Думаю, я не могу указывать священнику как себя вести, а жаловаться, тем более не хочу. Вот и не знаю, что мне делать в итоге, терпеть и смиряться, раз сам перешёл, или?.. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить.
Ответ
Здравствуйте, Михаил! Богослужебная практика вашего священника – безобразие на грани кощунства; его логика – рассуждение неверующего человека, и вообще непонятно, что он делает в алтаре у Престола Божьего. Впрочем, нетрудно догадаться – занимается зарабатыванием денег. Бог ему судья, если не желаете жаловаться архиерею, в обязанности которого, кстати, входит разбирательство с подобного рода персонажами. Однако и оставаться на приходе, на котором сейчас трудитесь, я бы вам настоятельно не советовал. В выборе между угождением Богу или человеку первое однозначно предпочтительнее. Более того, человекоугодие – грех, если идёт вразрез с заповедью Божией. И смущаться тут абсолютно нечем. Поучать священника – не ваше дело, но ваше дело и естественная христианская позиция – не быть соучастником в его дерзости. Предельно чётко объясните причину своего несогласия и спокойно перемещайтесь в храм, в котором не бахвалятся тем, чем и чего следовало бы стыдиться. Вразуми Бог!
Семья и брак
Вопрос от Валентины
Добрый день! У меня возникли две проблемы с сыном. Не знаю, что делать. Первая проблема - он начал отдаляться от Бога. Раньше вместе ходили на службы, он исповедовался, тянулся к Богу. А сейчас становится всё дальше и дальше. Я не знаю, какие молитвы читать о его возвращении и что мне делать в этой ситуации. Вторая проблема - он начал постоянно говорить о суициде. Потерял смысл жизни и закрылся в себе. Бесконечные разговоры о смерти очень меня, как маму, тревожат. Что мне делать и какие молитвы читать, чтобы уберечь его от таких мыслей и вернуть к Богу? Заранее спасибо за ответ.
Ответ
Здравствуйте, Валентина! Сила молитвы текстом не определяется. Бог смотрит не на слова, а на сердца человеческие… Так всего 5-8 слов Иисусовой молитвы приводят человека к святости. И вы молитесь молитвами, которые по душе, трезво сознавая притом, что сын ваш в возрасте, в котором отступление от Бога сейчас, к сожалению, практически неизбежно. Слишком слаб человек, и слишком сильны современные соблазны, особенно те, что обрушиваются ныне на головы пятнадцати-семнадцатилетних. Однако нужно знать и другое: добро, всеянное в душу в детстве, неискоренимо. Придёт время, придут скорби, подобно дождю на сердце человеческое, а от них всходы, и, Бог даст, плоды веры, пока где-то глубоко погребённой. Детская вера ушла, взрослая ещё не сформировалась…

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол.3:21), - пишет апостол Павел. И вы будучи внимательной к настроению своего сына, воздерживайтесь от давления и назойливости, результаты от которых, как правило, прямо противоположны желаемым. Указанные вами проблемы ими не решаются. Если нет возможности контроля над интернетом (а именно он в некоторой своей части стимулирует суицидные настроения), тем более сосредоточьтесь на молитве. Помоги Бог!
Вопрос от Марины
Батюшка, благословите. Я православная, есть мужчина, который хочет на мне жениться и обвенчаться со мной. Он греко-католик, венчан в ГКЦ, в разводе 10 лет, живёт в России, сын взрослый. Есть ли расторжение церковного брака у греко-католиков, если есть, то где и как? И если он примет православие (он не против) нужно ли будет "развенчиваться"?
Ответ
Здравствуйте, Марина! По церковным канонам человек имеет право на повторный церковный брак (венчание) в том случае, если предыдущий распался не по его вине. На это берётся особое архиерейское благословение. Такого понятия как «развенчание» в Церкви вообще не существует… Бракоразводные процессы - прерогатива государства. Церковь ими не занимается. И довольно странно, что вопросы о каком-то «развенчании» постоянно возникают…

Вы сможете венчаться с этим мужчиной при условии, что он примет православие. Без всяких дополнительных бюрократических процедур… Только не станет ли профанацией православие, единственная причина для перехода в которое – желание вступить в брак? Очевидно это более значимый вопрос, чем тот, который вы задаёте.
Вопрос от Михаила
Здравствуйте. 5 лет встречаюсь с девушкой (расставались на полгода, но всё равно вместе), уже пора жениться, а я не знаю хочу ли, и мой ли она человек на всю жизнь? Она уже хочет детей, я не готов, но понимаю, что тянуть дальше некуда. Как понять себя?
Ответ
Здравствуйте, Роман! Этот человек уже ваш… И понимать себя поздно. В таких случаях не самокопанием занимаются, а действуют по простому принципу – «обязан жениться, как порядочный человек». Впрочем, быть или не быть порядочным – дело вашего свободного выбора. Вразуми Бог!
Монашество
Вопрос от Валентины
Здравствуйте! Я запуталась. Одни люди выбирают монашество, а другие жизнь в миру. Но как в миру можно спасаться, когда даже думать о Боге не получается, суета затягивает и грехи различные?
Ответ
Здравствуйте, Валентина! Спасаться так, как спасались святые, из которых далеко не все были в иноческом звании. Ни мир, ни монастырь сами по себе не спасают, равно и не губят, хотя, естественно, жизнь монашеская в деле спасения имеет свои преимущества. Однако, и дополнительные сложности. Ибо в принципе дана не каждому… Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф.19:12). «Вместить» способны далеко не все… Как жизнь свидетельствует. И потому спасаются при желании среди суеты и соблазнов, храня свою совесть, являя ревность по Богу в доступную меру, избегая смертных грехов, и не расслабляясь, и не взваливая на себя по гордости непосильную ношу…
Вопрос от Ефросинии
Здравствуйте, батюшка! Не является ли грехом посещать кладбище после обеда? И почему всё же есть обычай - до обеда?
Что означают слова: "Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть" (Откр.3,18)?
Известно, что у каждого путь к Богу особенный. Я человек эгоистичный, злой и противоречивый, несмотря на врожденную доброту. Часто у меня есть потребность обратить внимание людей на веру, спасение, Христа. Оставить шутливый тон и открыть товарищам о том, что в наши дни происходит, что вскоре предстоит Великий Пост. Но меня удерживают мысли, что таким образом я себе могу навредить. Я не проливаю свет на истину, но и не скрываю свою веру. Роль воспитателя и просветителя мне не подходит. Но я могу затронуть возможно чьё-то сердце. Как лучше быть?
Я читала, что Вы знали иноков Трофима, Василия и Ферапонта, и все вы, Оптинские братия, неразрывно связаны друг с другом. Каким для каждого из них был путь спасения и что им помогло подготовиться к Пасхе, встрече с Богом?
Отцы Иоанн Крестьянкин и Димитрий Дудко окормляли людей, почему люди к ним шли, они одинаково учили? И всегда ли оставались верными Христу?
Ответ
Здравствуйте, Ефросиния! Судя по вашему письму, «несмотря на врождённую доброту», вы ещё и человек несколько суеверный и несобранный. Столько вопросов, и все в разном направлении… Сразу скажу, - польза иль вред при посещении кладбищ от времени суток не зависит. Бабьих басней не слушайте. Но, а что касается «золота, огнём очищенного», упоминаемого в Книге Откровений, то это не что иное, как благодать Божия, которою спасаются души человеческие. «Если желаешь обогатиться, то советую тебе пламенным желанием и горящим сердцем приобрести у Меня, Обогатителя, золото переплавленное, т. е. очищенное огнем искушений. И от него будешь иметь в своем сердце сокровище некрадомое, облечешься в пресветлую одежду добродетелей, которою и покроешь происшедшую наготу греховную», - пишет святитель Андрей Кесарийский. Собственно, «золото» это имели и старец Иоанн (Крестьянкин), и о. Дмитрий Дудко – потому-то люди шли к ним, и убиенные оптинские братия, об особенностях путей к Богу каждого из которых вам, пожалуй, лучше расскажет книжка «Пасха Красная». Так уж получилось, что связанными меж собою мы оказались не неразрывно. Далеко не все, кто был в Оптиной в тот апрель 93-го, пребывают в ней до сих пор. Но связь духовная остаётся, осуществляясь, порою, явственно. Хотя и странно, что те, с которыми, казалось бы совсем недавно, шутили, сидя вместе за столом, теперь далеко на слуху, и дают знать о себе совсем из другой нездешней реальности.

К роли воспитателя и просветителя, действительно, призван не каждый. А вот без «золота, огнем очищенного» нам не обойтись. Только с ним слова о Христе будут иметь свой вес и убедительность. Не так, как часто случается, когда самые правильные речи только отталкивают, ибо за ними лишь безразличие, или того хуже, дутое лицемерие. «От избытка сердца и уста глаголют». Но если в сердце пустота, то пустота и на выходе, или же ложь, мимикрирующая под правду. Сама жизнь научит вас – когда молчать, когда говорить, если прислушиваться в ней будете не к пафосной демагогии, и не к грязному словесному мусору, всё более уверенно заполняющему окружающее пространство, но к вечным глаголам евангельской истины, не подвластным никаким модам и поветриям. Умудри Господь!
Вопрос от Артема
Здравствуйте! Как правильно вести себя в период духовного упадка? Я уверовал ещё не так давно (чуть больше года с половиной). Сначала, естественно, был духовный подъём, вера была в радость. А сейчас приходится понуждать себя. Молиться - понуждать себя, дела добрые делать - понуждать себя, не возвращаться к старым греховным привычкам - понуждать себя. Не погружаться полностью в суету - опять понуждать. Я, конечно, читал до крещения, что после подъёма идет спад, но как-то не ожидал так быстро... Что мне нужно сделать, чтобы веру не потерять и не свести к внешней её стороне? Спаси Господи!
Ответ
Артём! Бог – личное Существо, и требует к Себе личного отношения, но, а в целом, да – понуждать себя. И касается это не только новоначальных, но и людей, утвердившихся в вере, даже святых. Всякая остановка в духовном делании, стагнация, непременно оборачивается скатыванием в нём, причём, впоследствии возвращаться на «исходные позиции» бывает сложнее, нежели теперь удерживать их. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). При этом Бог в Своей свободе волен и вовсе не откликаться на наши просьбы, медлить утешать Своею благодатью. Полезнее продолжить борьбу, мольбу, усугубив свой труд, чем, будучи неготовым, получать несвоевременные ответы. Вообще установка на «духовный гедонизм» жизнь духа только убивает. Всему своё время. Ныне время делания, а не воздаяния, в котором умение жить не «благодаря», а «вопреки» - достоинство человека, тем более, христианина. Укрепи Бог!
Духовная жизнь
Вопрос от Елены
Батюшка, добрый день! Скажите, пожалуйста, откуда берётся цинизм? От каких грехов? И чем его побеждают?
Ответ
Здравствуйте, Елена! Цинизм или презрительное, глумливо-пренебрежительное, вульгарно-пошлое отношение к жизни, к её смыслу, ценностям, морали есть не что иное, как выражение гордости. Одна из многочисленных форм её проявления. Причём в самом безобразном вызывающем откровенном виде. И как всякий грех, связанный с гордостью, легко цинизм не искореняется. Условно говоря, его не бросишь. Однако, со временем побороть его можно. Самим строем христианской жизни, благодатью Божьей в этом строе заключающейся - в Таинствах (в покаянии и причащении, прежде всего), в молитве, в посильных и осознанных попытках жить по евангельским заповедям. Сам Бог или жизнь циников смиряет… Они же либо смиряются, либо озлобляются ещё больше. В зависимости от своего личного внутреннего свободного выбора.
Вопрос от Наталии
Здравствуйте, отец Даниил! Готовясь к исповеди дома, читая последование, размышляя о своих грехах, я, как мне кажется, искренне в них каюсь, плачу о своей слабости. Стоя в очереди на исповедь - тоже. Но когда стою перед священником, называю грехи свои как-то механически, раскаяния как будто и нет. После исповеди постоянное ощущение, что что-то не договорила, что грехи мои не прощены. Начинается невыносимое самоедство. К причастию подхожу как-то недостойно. Как смирить себя, батюшка?
Ответ
Здравствуйте, Наталья! Один Бог знает как вы подходите к исповеди – достойно или не достойно… И уже одно это недопонимание должно смирять. Вы же занимаетесь самоедством. Отставьте свои «как-то» и «как будто», служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс.2:11), предстоя Ему в простоте душевной, и не слишком оценивая свои внутренние состояния. Сосредоточение на них – прямой путь либо к унынию, либо к превозношению, и вообще ни к чему. Единственное, что от нас требуется в жизни духовной – старание. А то, что ему сопутствует – слёзное раскаяние или механическая исповедь, в сущности, не от нас, но дело Божией благодати, которая в воспитательных целях может и удерживаться. Бог видит сердце человеческое, священнику же довольно вашей честности, а всё что на исповеди более её – лишь повод к тщеславию.
Современность
Вопрос от Ольги
Здравствуйте, отец Даниил. Каждому человеку Господь даёт таланты. А как узнать свой талант? Всегда хотела стать врачом, с удовольствием изучала и изучаю механизмы развития болезней, биохимию, но не считаю себя настолько умной и способной, чтобы поступить в медвуз. Упустила время. А как теперь найти себя, своё любимое дело, чтобы работа приносила радость?
Считается ли грехом жгучее желание переехать из России в другую страну? Не нравится ни климат, ни культура окружающих людей, какая-то общая невоспитанность.
Можно ли предпринимать какие-то попытки для того, чтобы эмигрировать?
И как узнать волю Божию, если порой не знаешь, как поступить? Ведь какие-то изменения в жизни возможны при активной направленной деятельности, а, может, для меня все эти изменения будут не полезны? Как себя вести, плыть по течению и только молиться или активно что-то менять?
Ответ
Здравствуйте, Ольга! Если ничего не делать, то ничего и не будет. Под лежачий камень вода не течёт. Более того, со временем он всё глубже проседает в землю и становится неподъёмным. Так и в жизни, особенно в жизни духовной, всякое бездействие означает проседание, погружение в омут, из которого можно и не выбраться.

Но и от «жгучих желаний», от действий по ним я бы вас тоже предостерёг. Бог там, где мир, но никак не нетерпеливая поспешность. Именно от неё большинство ошибок, недоразумений, потерь, многие из которых становятся необратимыми. «Чтобы не ошибиться, не должно торопиться», - говорил преподобный Амвросий Оптинский. Истина, казалось бы, незамысловатая, но практически действующая. Не торопиться отказываться от нравящегося дела, от страны, в которой родились… Подождать, если чувствуется смущение. Правильное решение должно вызреть. И оно всегда между «плыть по течению и только молиться» и «активно что-то менять». Вообще любая горячность, внутренняя немирность, бурление помыслов - признак искушения, дьявольского прилога, опасности… Воля же Божия, как сказано, во «гласе хлада тонка», мягко, но в сущности решительно претворяющего сокровенное в явное по мере молитвы и труда во исполнении Божиих заповедей. Собственно они в соприкосновении с реальной жизнью и есть критерий выработки верных решений. В том числе касающихся житейских обстоятельств. Вразуми Бог!

Вопрос от Максима
Добрый день святой отец. У меня такая ситуация: на работе есть несколько православных женщин, которые бросили мужей, когда у тех случились трудности, и ушли к другим мужчинам. Я им говорю, что это грех, запрещено уходить от мужей кроме греха прелюбодеяния и жить с другими мужчинами, а они мне - что нет такого в Библии. Вам будет не сложно дать мне хотя бы несколько ссылок, где указано, что это блуд, бросать мужа и уходить жить к другому?
Ответ
Здравствуйте, Максим! Сразу оговорюсь, я не святой отец… Но, а что касается непосредственно вашего вопроса, простите, людям с сожжённой совестью, которые глядя на «чёрное» твердят – «белое», пытаться объяснить что-либо посредством ссылок на Библию – дело бессмысленное. Хорошо, конечно, что вы не безразличны к моральному облику своих сотрудниц, но не нужно быть таким наивным. Для особы, которая предаёт близкого человека только потому, что ему трудно, Библия – не авторитет. Да и вообще как-то странно, что приходится говорить о том, что «бросать мужа и уходить жить к другому», нехорошо… Кажется, мы уже "приплыли".

Для начала определимся в терминах… Блуд это грех между неженатым мужчиной и незамужней женщиной. Прелюбодеяние – супружеская измена, более тяжкий грех. В вашем случае речь именно о нем, что прямо противоречит седьмой Божией заповеди - не прелюбодействуй(Исх.20:14). Это ещё ветхозаветная установление… А вот что говорится в Евангелии, - если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк.10:12). Более того, - всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28), то есть грешит. Только боюсь, что для «православных», о которых речь, эти слова Писания ничего не значат… Как и само понятие греха.
Общие вопросы
Вопрос от Евгения
Здравствуйте. Я заметил, что люди добрые слова мало понимают. Когда к ним по-доброму, они ещё больше издеваются. А если дать по лицу, то сразу хорошими становятся. И так часто бывает, если не сказать, что всегда. Как быть?
Ответ
Здравствуйте, Евгений! Хорошими они не становятся… Они становятся битыми и напуганными.
Конечно, если для вас достижение поставленной цели важнее состояния собственной души, вы можете пользоваться такими методами убеждения.
Преподобный Серафим Саровский предпочёл быть искалеченным вместо того, чтобы искалечить напавших на него злодеев. Нам до него далеко…
Вопрос от Майи
Здравствуйте батюшка! В моей жизни нет ни любви, ни радости (несмотря на внешнее благополучие). Чтобы обрести любовь нужно делать дела любви и Господь даст любовь как награду. А чтобы обрести радость? Слышала мнение одного священника, что нужно стараться пребывать в хорошем настроении и даже заставлять себя улыбаться (как минимум, год), так ли это? Помолитесь обо мне пожалуйста, устала от тьмы в душе. Спасибо заранее!
Ответ
Здравствуйте, Майя! Парадоксальная вещь: чем меньше в жизни удовольствий, тем больше в ней подлинной радости. Самые радостные люди, коих приходилось видеть – старые афонские монахи, вся жизнь которых – один аскетический подвиг, явившийся в сущности главным «механизмом» для её «выработки». Радость – Божий дар, дело Божией благодати. А сколько не пытайся кроить улыбки и «пребывать в хорошем настроении», хоть год, хоть всю жизнь, ничего, кроме фальши, на выходе не образуется. Не психологические ухищрения, но стяжание благодати, как целеполагание христианской жизни, есть дело стяжания радости. В нём нет разделений. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь(1Фес.5:16-17), - пишет апостол Павел. Ибо первое из второго истекает… Не разленение, не расслабление, но понуждение себя ради обретения Царства Божия (Мф.11:12), совершаемое в разумной мере и соответствующим образом, параллельно станет в своё время и источником радости.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website